yevmen (yevmen) wrote,
yevmen
yevmen

Categories:

Концепция беларуской национальной идеи

Niasvizh - 2

Беларуский народ, несмотря на 20 лет жизни в суверенном государстве, продолжает находиться в идеологической и культурной зависимости от России. Эта зависимость удерживает Беларусь в орбите политико-экономических интересов соседнего государства – в ущерб интересам беларуского народа, мешает ему развиваться как самодостаточной нации.

До сих пор ни официальные идеологи, ни общественные деятели не предложили нашему народу национальную идею, способную консолидировать беларусов в нацию и четко выделить себя среди других современных наций.

Все официальные идеологические концепции – от происхождения беларусов до модели «социального государства» – заимствованы из российско-советского контекста, научно несостоятельны, служат в первую очередь интересам России. Беларусам необходим переход от пророссийских концепций к своим собственным, требуется новое понимание самих себя, своей истории.

1. Происхождение беларусов

Первый необходимый шаг – выход из сферы идеологического влияния России. Это влияние, в свою очередь, связано с навязанными беларусам тремя базовыми мифами:

- мифом славянства (восточного славянства);

- мифом триединого русского народа;

- мифом преемственности Москвой государственности от Киевской Руси.

Все они противоречит данным, накопленным современной наукой.

Российская концепция происхождения беларусов

Согласно ей, беларусы появились в результате разделения некогда единого древнерусского народа. Славянские предки беларусов в VI—VIII вв. заселили Беларусь, вытеснив либо ассимилировав аборигенов-балтов, живших здесь до них. В XIII—XIV вв. эти славянские предки попали под гнёт литовцев (летувисов), а затем поляков, благодаря чему и сформировались в качестве своеобразного этноса. Но, изнывая под гнетом литовско-польских феодалов, беларусы всегда тяготели к России. В конце XVIII века войска Российской империи освободили их от иностранного угнетения, произошло воссоединение со «старшим братом» – великим русским народом. Свою государственность беларусы впервые обрели только в 1919 году, в связи с учреждением БССР.

Ненаучность идеи этнического единства восточных славян

У беларусов, украинцев и русских никогда не было общих предков. Беларусы – потомки балтских племен (ятвягов, кривичей, пруссов и др.); украинцы – потомки скифо-сарматских племен (печенегов, половцев и др.); русские – потомки финно-угорских племен (мордвы, чуди, печеры, муромы, мещеры, веси…), испытавшие вдобавок мощное влияние тюрков.

Люди, проживавшие на территории будущей Беларуси, Украины и России до принятия христианства говорили на собственных неславянских языках. Славянский язык – это язык христианской миссии в Восточной Европе, его несли сюда сначала миссионеры из Великой Моравии в VIII веке, а затем завоеватели-варяги (русы) в IXвеке – вместе с христианством.

Постепенно (за 500 – 700 лет) местное население перешло на язык княжеской администрации и христианской церкви. Однако каждый народ по-своему сочетал славянский язык князей, бояр и христианских книг с языком своего этноса. В результате возникли сначала десятки местных диалектов, а потом на их базе – современные беларуский, украинский и русский языки. Но в этническом, культурном, ментальном отношениях каждый народ остался самим собой.

Единого русского народа никогда не было

Согласно мифу о «едином русском народе», на территории современных Беларуси, Украины и России в древние времена жил единый славянский народ – русы (или русичи). Основные доводы в пользу данной теории – так называемый «древнерусский язык» летописей и тот факт, что в летописях князья называются «русскими».

Но в контексте летописей славянин и рус – разные понятия: славяне – это местное население, подчинённое русам, тогда как русы – правящая каста.

Летописные «русы» – это варяги, иноземные воинские дружины (видимо, скандинавского и полабского происхождения), взявшие под свой контроль водные торговые пути «из варяг в греки», пролегавшие по территории современных Беларуси, Украины и западных областей России. Славяне – общее название тех туземцев на подконтрольных варягам землях, которые научились «словить» – понимать язык русов.

Пресловутые «восточнославянские племена» – кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, древляне, север и прочие – это названия подконтрольных областей, придуманные администрацией «русских» (варяжских) князей, а не самоназвания племен.

По мере распространения христианства понятия «русские», «русичи», «русины» стали обозначать население, принявшее христианство – независимо от его этнического происхождения. Иными словами, «единого древнерусского народа» никогда не было. Была небольшая прослойка варяжской администрации и военных дружин, контролировавшая земли современных беларусов, украинцев и русских.

Киевская Русь – государство варягов

Киевская Русь – колониальное раннефеодальное государство варягов-русов, созданное с целью контроля водных торговых путей. История Киевской Руси – это история варяжских династий и варяжских городов, полиэтничное население которых составляло не более 1 % населения всей колонизованной территории.

История Руси начинается с прихода в будущую Новгородскую и Псковскую земли варягов-русов во главе с Рюриком*. Именно варяги принесли свою «русскую» цивилизацию и само понятие «русь». До варягов на этих землях ни русов, ни Руси не существовало.

В процессе продвижения варяжских дружин по рекам в южном направлении возникло относительно единое государство – Киевская Русь. Оно представляло собой сеть небольших варяжских опорных пунктов (градов) на важнейших водных путях. Новгородские и киевские летописи называют «русскими» всех князей варяжского происхождения («поколения русского»).

/* Ученые продолжают спорить о том, откуда прибыл Рюрик со своей дружиной – из Швеции, Дании или Полабья. – Прим. ред./

Для усиления власти князей (конунгов) и под культурным влиянием Византии, варяги стремились обратить туземное население в единую христианскую веру. Варяжская верхушка первой приняла ее. Язык христианской миссии – церковно-славянский, был принят в качестве государственного. С того времени понятие «русский» стало синонимом христианина и относилось ко всем людям, принимавшим христианство, независимо от этнической принадлежности. А «русским языком» назывался канцелярский вариант церковнославянского языка.

Россия – наследница Золотой Орды

Единый варяжский (русский) цивилизационный ареал нарушился в 1237—1240 гг. – с приходом татаро-монголов. Значительная часть территории будущей России и Украины оказалась под их властью*.

/* На беларуских землях монгольская агрессия была отражена. Общая угроза ускорила интеграционные процессы. В начале XIV века балтский этнический ареал сомкнулся в единый организм: Полоцкая Кривия, Полесье, а вслед за ними и Смоленщина по своей инициативе вошли в состав Литвы./

Татаро-монголы принесли в русскую (варяжскую) – относительно европейскую цивилизацию – другие принципы государственного устройства и управления. Они были основаны на азиатской деспотии: всякий человек в государстве – раб и личная собственность верховного правителя.

Данный принцип проводился в жизнь руками местных князей (потомков варягов). Опорной базой ордынской политики стала Владимиро-Суздальская земля – будущая Московия. Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский в 1238—1246 гг., основал проордынскую династию. Его потомки – Александр «Невский», Иван «Калита», Дмитрий «Донской», Василий «Темный», Иван «Грозный» и прочие – укрепляли монгольский принцип власти на подконтрольных им землях.

Московия при поддержке Орды поглощала окрестные земли, кровью насаждала ордынский принцип управления, искореняла варяжскую вечевую демократию. Прежняя варяжская элита постепенно заменялась татарской, принявшей крещение.

С ослаблением власти чингизидов – потомственных правителей Золотой Орды, Московия к концу XV века заняла лидирующее место среди бывших монгольских улусов (вассальных автономий) и продолжила ордынскую политику уже в своих интересах.

Последние островки варяжской Руси – Новгород и Псков – ликвидировали, соответственно, Иван III (в 1477 г.) и Василий III (в 1510 г.). После этого Русь как таковая перестала существовать. Наименование «Русь» в титуле московских великих князей утратило первоначальный смысл, стало использоваться как предлог для политических претензий на земли соседей.

Современная Россия – преемница и продолжательница Золотой Орды.

Беларусы – потомки людей, тысячи лет живущих на родной земле

Современное коренное население Беларуси генетически и антропологически идентично населению, проживавшему на этой земле три тысячи лет назад, в так называемом «железном веке». Здесь менялись культуры, языки и верования, но народ оставался тем же.

В XIII веке образовалось Великое княжество Литовское (ВКЛ) – государство, противостоявшее экспансии со стороны Тевтонского Ордена, Галицкой Руси и Польши. Государственную традицию принесли сюда выходцы из Пруссии и Полабья, бежавшие от германской (тевтонской) экспансии в земли ятвягов. Они представляли собой воинскую касту «литва» (от слова «лют», обозначавшего волка – тотемное животное воинов-язычников). Этот термин позже стал самоназванием народа (его этнонимом).

Полоцкая Кривия и Полесье добровольно вошли в состав ВКЛ.

Как уже сказано, старорусский (древнерусский) язык – это канцелярский вариант церковнославянского языка, заимствованного варяжской администрацией в Моравии и Византии вместе с христианством. Он был избран в качестве языка делопроизводства в ВКЛ потому, что уже получил распространение на территории государства благодаря пропаганде христианства. Со временем древнерусский язык вытеснил балтские языки местного населения, однако под их воздействием преобразовался в крестьянской среде в местные диалекты. На их основе в конце XIX – начале ХХ века был создан литературный беларуский язык.

В XX веке в Беларуси широко распространился принесенный из России язык московитов под названием «русский». Этот московский «русский» язык под воздействием местных говоров приобрел в Беларуси специфическую форму, получившую название «трасянка».


Больше прочитать можно здесь - http://inbelhist.org/?p=6468

Subscribe

  • Сын святара

    Значнай асобай нашай гісторыі з’яўляецца Усевалад Макаравіч Ігнатоўскі – дзяржаўны і грамадскі дзеяч Беларусі, вучоны-гісторык, першы…

  • Средняя Литва

    Как известно, в 1919 году Вильня с прилегающей территорией стала «яблоком раздора» между Польшей и Летувой. Дело дошло до войны.…

  • Кто убил Франтишека Олехновича?

    Францішак Аляхновіч Во время немецкой оккупации от рук тайных убийц погибло много беларуских политических, культурных и религиозных деятелей.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments